Миссионер поневоле

Миссионер в планах Бога. С самого начала во взаимоотношениях Бога с человечеством возникает план спасения. Это видно уже на первых страницах Библии в так называемом протоевангельском стихе в книге Бытие (Быт 3:15), где Бог обещает, что семя жены поразит змея в голову. На последующих страницах Библии и во всём Ветхом Завете мы видим, что в планах Бога спасение не одного только избранного народа. И в обетовании Аврааму (Быт 12:1-3), и в псалмах Давида (Пс 45:11; Пс 66:2), и в словах пророков (Ис 56:7), — везде говорится о том, что Бог заинтересован во всех народах земли. Из этого можно заключить, что идея миссионерства уже в древние времена и даже во времена сотворения была в планах у Бога и учитывалась при создании израильского народа.

Национализация спасения

Однако для времени пророка Ионы, о котором пойдёт речь, эта истина не была так ясна, как сегодня для нас. Евреи, наоборот, были зациклены на спасении и процветании самих себя. Это обусловлено уникальностью откровения, который получил этот народ — ни один другой народ не мог хвалиться тем, что его в Свой удел избрал единственный и всемогущий Бог, Творец неба и земли, дал им Свой закон и обещал благословить соблюдающих его. В своём стремлении исполнять заповеданные постановления и освящаться, благочестивые представители еврейского народа не только не желали спасения окружающим их племенам, но и, более того, желали им погибели. Тема возмездия для нечестивых часто возникает в тех же псалмах (Пс 27: 4-5). Малые пророки также говорят о Божьем возмездии для языческой Ассирии, проповедовать в которую будет послан пророк Иона, и не оставляют для них в своих посланиях шанса на спасение. И Наум, и Софония звучат категорично: «Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак. (Наум 1:8 SYNO)»; «И прострет Он руку Свою на север, и уничтожит Ассура, и обратит Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня» (Софония 2:13 SYNO).

В такой атмосфере рассовой нетерпимости был призван на служение Иона. Он был необычным для своего времени пророком. Во-первых, он был родом из Галилеи, из города Гафхефера (4 Цар 14:25), откуда, в основном, пророки не приходили. Во-вторых, в отличие от своих «сослуживцев», он был отправлен Господом говорить не к своему народу, а к народу языческому, в город Ниневию. Это тоже было необычным для пророческой традиции.

Несмотря на то, что Господь возложил на Иону такое ответственное и необычное задание, внутреннее состояние и отношение к этому народу у пророка, судя по его поведению, ничем не отличалось от его современников. Возможно, Иона знал о пророчествах своих соплеменников, или просто был негативно настроен по отношению к ассирийскому народу, — в любом случае он избрал путь непослушания Господу и попытался бежать от Его лица в Фарсис. За это корабль, на котором он плыл, постигло наказание в виде шторма. Узнав о причинах своего несчастья, корабельная команда хоть и неохотно, но всё же избавилась от «мёртвого груза» в виде строптивого пророка, выбросив его в море. Иона же продолжил свои «мытарства», оказавшись в животе у большой морской рыбы.

Попав в экстремальные условия, Иона обращается к Господу с молитвой, которая очень напоминает по своей форме и содержанию псалом. Несмотря на бедственность своего положения и искренность молитвы, пророк не упускает возможности «помянуть» нечестивых и особым образом выделить себя, как праведника: «Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего, а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение!» (Иона 2:9,10 SYNO). Это лишний раз свидетельствует о том, как трудно было Ионе принять то, что ему необходимо идти в языческую страну и проповедовать там.

Миссионер поневоле

Господь, умилосердившись над Ионой, повелевает рыбе извергнуть пророка на землю, после чего повторяет Свой призыв. На этот раз пророк, переживший испытание, не осмеливается ослушаться. Он отправляется в ассирийскую столицу и проповедует там о том, что через сорок дней город будет разрушен. Нельзя сказать, что проповедь его чем-то отличается от слов Наума и Софонии. Священное Писание не упоминает, чтобы Иона призывал кого-то к покаянию, он просто констатировал факт: «ещё сорок дней, — и Ниневия будет разрушена!». Напротив, из реакции Ионы на покаяние Ниневитян, которое каким-то чудом последовало после проповеди, можно заключить, что пророк проповедовал, искренне не желая спасения язычникам.

Несмотря на все препятствия в виде нежелания и непонимания Своего пророка, Господь, долготерпеливый и многомилостивый, добивается своей цели — жители Ниневии каются и получают спасение. Удивительный результат расстраивает пророка. Тогда Господь на примере небольшого растения показывает Ионе, что Он чувствует по отношению к людям в этом городе. Ему жалко заблудших грешников, которые не могут «отличить правой руки от левой». Видимо, Иона, когда цитировал ещё Моисея открытые слова о благости и милосердии Господа, относил их только к своим соплеменникам — израильтянам. Хочется надеяться, что после этого урока Иона всё-таки понял и осознал значение события, которое свершилось благодаря его проповеди и то, как на самом деле нужно относиться к заблудшим людям.

Сложно назвать Иону миссионером в полном смысле слова. Судя по всему, он только догадывался о том, что в планах Господа числится спасение не только израильского народа, но и других людей. В любом случае, его отношение к ниневитянам никак не соответствует тому, что должен чувствовать по отношению к грешникам, посланный к ним благовестник.

«Милости, а не жертвы» — эти слова напоминает Иисус Христос фарисеям, и Бог хочет, чтобы милость проявлялась не только между израильтянами, но и по отношению к язычникам. Именно этому Господь и учил Иону и поэтому знамение Иисуса Христа для иудеев — это знамение пророка Ионы. И суть даже не в том, что пророк также, как и Господь, родом из Галилеи и сам сравнивает своё трёхдневное пребывание во чреве кита с сошествием в ад, главное — что благодаря его проповеди спаслись многие язычники, как это произошло после проповеди апостолов об Иисусе Христе.

Миссионер
фото: Justin Luebke

Что же вся эта древняя история может означать для нас сегодня? Зачастую мы оказываемся в тяжёлых обстоятельствах из-за того, что не желаем исполнять волю Бога, а избираем какой-то свой путь, бежим от Его лица. Это может происходить и в жизни каждого, и в истории целой церкви, когда она отказывается выполнять великое поручение, сосредотачиваясь только на внутреннем росте. Бог же терпеливо учит нас любви к ближнему, деятельной любви, которая стремится спасти каждого. И эта история, и вся история христианства показывает, что Бог, несмотря ни на какие преграды достигает Своей цели — погибающие грешники будут спасены. От нас зависит, какую роль мы сыграем в этой победе Господа: будем ли мы поневоле оказываться орудием в Его всемогущих руках или разделим Его великий замысел и он станет целью, наполняющей особым смыслом наши жизни. Выбор за нами. Время ещё есть.

KartavenkoЛеонид Викторович Картавенко, старший пастор «Твоей Церкви».